Лучший в мире.

Авто из США

Лучший в мире.

Кадиллак – легендарный бренд со 120-летней историей. И один из самых передовых производителей в мире. Ведь именно Кадиллак впервые поставил в автомобиль двигатель V8, коробку автомат, кондиционер, подушки безопасности, память и подогрев сидений, усилитель руля, АБС, и многое другое! Ни Мерседес, ни Роллс-Ройс, ни уж тем более Рено с Фольксвагеном похвастать таким списком инноваций не могут, что бы вам ни рассказывали фанаты европейского автопрома.

Город Возрождения.

В 1663 году в Новый свет из-за океана прибыл французский авантюрист Антуан Ломе де Ламот де Кадильяк. В основном, он просто искал приключений на свою голову. В Канаде воевал с ирокезами, затем осваивал новые земли для французской метрополии. Попутно торговал с индейцами мехами и алкоголем. В общем, Антуан активно занимался заколачиванием денег и политической карьерой. Успел даже посидеть в тюрьмах по обе стороны Атлантического океана. Историческую известность Кадильяк получил как основатель форта Поншартрейн-дю-Дэтруа в 1701 году. Небольшая торговая фактория выросла в канадский город Детройт, впоследствии отжатый Соединёнными Штатами Америки. Постепенно Детройт превратился в крупный транспортный узел и центр американского кораблестроения. А в начале XX века заводы Форда, братьев Додж, Крайслера, Паккарда и General Motors сделали Детройт столицей автомобильной промышленности Америки.

 

Сборочный цех Паккарда в 1941-м и 2013-м годах. В последние четыре десятилетия Детройт переживает упадок.

Великий Старик Детройта.

Так в Детройте прозвали Генри Лиланда – талантливого изобретателя, инженера и промышленника. Его имя не стало нарицательным, как, например, имена Генри Форда или Уолтера Крайслера. Тем не менее, Лиланд основал две легендарные марки — Кадиллак и Линкольн, и помог спасти от разорения General Motors. А без корпорации GM сегодня трудно представить автомобильную промышленность. Все эти эпохальные события произошли, когда Лиланд перевалил за 60.

К началу ХХ века Генри Лиланд заработал репутацию специалиста по точному машиностроению. Причём, в разных сферах – от машинок для стрижки волос до корабельных двигателей. В 1900 году он получил заказ от начинающей автомобильной компании Oldsmobile. Её основатель и владелец Рэнсом Олдс поручил ему усовершенствовать одноцилиндровый чахлый моторчик мощностью 3 л.с. Лиланд полностью его переделал, и, благодаря более точной подгонке деталей, получил на выходе 10 л.с. Хилое шасси первых Олдсмобилей было не в состоянии справиться с такой безудержной мощью, а вкладываться в модернизацию Олдс не захотел. Поэтому с Лиландом он быстро распрощался.

В 1902 году инвестор Уильям Мерфи попросил Лиланда провести аудит разорившейся «Автомобильной компании Детройта». Виновником краха являлся небезызвестный ныне Генри Форд. С треском уволенный, он с горя основал собственную компанию «Ford Motor Company», которая оказалась чуть более успешной, и даже дотянула до наших дней.

Генри Лиланд и его личный Cadillac Osceola 1905-ого года. Первый Кадиллак с закрытым кузовом. И тем самым 10-сильным мотором. Пра-прадедушка Кадиллака ATS, о котором пойдёт речь ниже…

Генри Форд. Конкурент, завистник, враг.

Лиланд увидел в заводе потенциал, и убедил инвесторов не распродавать его с молотка. Для перезапуска он решил использовать Модель А, частично разработанную Фордом. Лиланд доделал её и установил  тот самый 10-сильный двигатель, от которого отказался Рэнсом Олдс. Свою новую компанию Генри Лиланд назвал «Cadillac», в честь основателя Детройта, а в качестве логотипа использовал его фамильный герб со щитом, короной, традиционными мерлетками (птичками), и венком из тюльпанов. Символ благородства и силы. На протяжении многих лет логотип претерпевал множество изменений. Сейчас нет ни венка, ни короны, ни других мелких деталей. Такая уж нынче мода.

Современный логотип используется с 2014 года.

Dewar Trothy и Мировой Стандарт Качества.

С первых лет существования Кадиллак приобрёл репутацию производителя качественных и надёжных автомобилей. Под слоганом «Если вы покупаете Кадиллак, вы покупаете поездку туда и обратно», автомобили этой марки быстро стали самыми продаваемыми в Америке. Из-за этого честолюбивый и злопамятный Генри Форд сильно невзлюбил старика Лиланда, и при случае с удовольствием вставлял ему палки в колёса.

В 1908 году Кадиллак выиграл престижный трофей Дьюара, присуждаемый Королевским автомобильным клубом Великобритании за вклад в развитие автомобильной промышленности. Награда стала подтверждением достижений Генри Лиланда в области стандартизации и точной обработки деталей. Кстати, идею о массовом производстве взаимозаменяемых деталей Лиланд позаимствовал у Самюэля Кольта, когда во время Гражданской войны работал механиком на оружейном заводе в Спрингфилде.

Чопорные англичане не воспринимали американцев всерьёз, поэтому Кадиллаку пришлось выдержать серьёзное испытание. Королевский автоклуб случайным образом выбрал три одинаковых модели К 1907 года выпуска на складе лондонского дилера американской компании. Автомобили своим ходом доехали до гоночной трассы Бруклендс, и намотали по 10 кругов. После чего Кадиллаки загнали на склад и полностью разобрали. Получилось три груды по 721 детали. Затем их смешали в одну большую кучу, наугад выудили из неё 89 деталей, и заменили их новыми, взятыми со склада дилера. И снова рассортировали на три равные части. Сборку производил один механик, при содействии лишь помощника. Из инструментов – гаечные ключи и отвёртка. Дело усугубилось тем, что накануне прошёл сильный ливень, а крыша склада, в котором хранились разобранные автомобили, протекала. Поэтому иногда мастерам приходилось работать по щиколотку в воде…

После сборки каждая из трёх машин без поломок проехала 500 миль (800 км) по трассе Бруклендс. Впечатляющее достижение для той эпохи! Более того, один из трёх тестовых автомобилей был вскоре использован Королевским автомобильным клубом в гонках на 2000 миль (3200 км) International Touring Car ‘1908, и победил в них! Именно тогда, с призом Dewar Trothy, Кадиллак был признан Эталоном качества. Лозунг «The Standard of the World» использовался компанией на протяжении многих десятилетий. Сейчас он сократился до скромного «World’s Best».

1907 Cadillac Model K

Стикер на торце двери современного Кадиллака. «Лучший в мире»: скромно и лаконично.

Через 5 лет, в 1913-м, Кадиллак снова выиграл трофей Дьюара. На сей раз – за внедрение в автомобиль единой электрической системы, включающей стартёр и фары. До этого мотор нужно было заводить вручную – специальным кривым рычагом. Толчком для Лиланда послужила трагическая смерть его приятеля и коллеги Байрона Картера. В дождь он пытался завести заглохший на окраине Детройта Кадиллак, и ручка ударила его по голове. От полученной травмы, осложнённой пневмонией, бедняга Картер вскоре умер. Лиланд пообещал, что Кадиллак больше не будет травмировать людей таким идиотским способом, и нашёл решение, которое используется по сей день.

Внук Генри Лиланда и Кубок Дьюара.

General Motors, Lincoln и закат карьеры Лиланда.

Несмотря на колоссальные успехи Кадиллака, инвесторы в ту пору считали автомобильный  бизнес не слишком стабильным. Поэтому, когда генеральный директор General Motors Уильям Дюрант предложил Мерфи продать Кадиллак, тот немедленно согласился. Переговоры вёл сам Генри Лиланд, и выторговал у Дюранта почти 6 миллионов долларов, что на сегодня является эквивалентом 200 миллионов. При этом, новый владелец компании предложил Лиланду остаться у её руля. Таким образом, с 29 июня 1909 года Кадиллак не просто стал неотрывной частью GM, но также безраздельным флагманом и воплощением престижа этой корпорации. Уже к 1910 году он был единственным прибыльным подразделением группы, в которую на тот момент входили также Buick, Oldsmobile и Rapid (предшественник GMC). Под руководством Дюранта, известного своим сумасбродством, GM оказалась на грани банкротства. На встречу с банкирами он взял уважаемого и уравновешенного Лиланда. Именно благодаря проникновенной речи Великого Старика мистер Дюрант сумел-таки получить необходимую ссуду, что, собственно, и спасло Дженерал Моторс от разорения.

В 1913 году Лиланд съездил в Европу, и понял, что скорая война неизбежна. Он предложил Дюранту выделить мощности для производства боеприпасов, но получил отказ. Лиланд так сильно переживал по этому поводу, что ушел в отставку, получил государственный заём, и основал собственную компанию для помощи военным. Это патриотическое предприятие он назвал «Lincoln», и приступил к производству двигателей для истребителей. После войны Линкольн переключился на производство автомобилей, и стал одним из основных конкурентов Кадиллака. Однако, несмотря на относительный успех, компания Лиланда продержалась недолго. В 1922 году он был вынужден со скандалом уступить её мстительному Генри Форду за смехотворную цену 8 миллионов долларов, что составляло лишь половину стоимости активов Линкольна. Нервные судебные разбирательства окончательно надломили престарелого Лиланда. Он всё бросил, и ушёл на пенсию. Умер Генри Лиланд в 1932 году, в возрасте 89-ти лет.

Акция General Motors. 1916 год.

Аль Капоне — не дон Корлеоне. И другие любопытные факты из истории Кадиллака.
  • Известный чикагский гангстер Аль Капоне любил Кадиллак, и имел в своём распоряжении  несколько машин этой марки. На одну из них, 341-A Town Sedan 1928 года выпуска, по заказу Капоне были установлены стальные пластины и пуленепробиваемые стёкла толщиной 2,5 см. Этот Кадиллак стал первым в истории бронированным автомобилем. После ареста Капоне в 1931 году машина была реквизирована правительством США. А в декабре 1941 года, после атаки японцами Пёрл-Харбора, бронированный Кадиллак был использован для доставки президента Франклина Рузвельта в Конгресс, где он произнёс знаменитую речь «День позора». «Надеюсь, мистер Капоне не станет возражать», — ответил Рузвельт на вопрос журналистов о машине. И, кстати, один из Кадиллаков Альфредо Капоне купила компания Paramount Pictures, и использовала во многих своих фильмах, в том числе – в знаменитом «Крёстном отце».

Бронированный Кадиллак Альфредо Капоне. 

  • Кадиллак считается в США настолько культовым, что обладать автомобилями этой марки почитали за честь многие звёзды первой величины. Например, король рок-н-ролла Элвис Пресли владел огромным количеством транспортных средств. В его коллекции был даже Боинг 707. Однако, известно, что сердце Элвиса принадлежало именно Кадиллаку. Легендарный розовый Cadillac Fleetwood 60 Special 1955 года он покупал для своей матери, но, так как она не умела водить, певец ездил на нём сам. И потом приобрёл ещё несколько машин этой марки.

Король и его De Ville 1957-ого.

  • В 1922 году Кадиллак выпустил модель Type 59C, у которой была возможность настраивать подвеску по желанию водителя. Также автомобиль обладал системой подкачки шин при помощи компрессора с автономным питанием.

Cadillac Type 59C

  • В 1927 году стилист Харли Эрл разработал для Кадиллака внешний вид модели La Salle. Автомобиль впервые в истории получил цельнометаллическую крышу, а Эрл стал основоположником автомобильного дизайна. Он проработал в Дженерал Моторс до 1959 года, и во многом благодаря ему автопроизводители стали применять  стилевые находки из области авиации. Например, дизайн задних крыльев Coupe De Ville 1949-го года был навеян хвостовым стабилизатором истребителя P38 Lightning, и произвёл настоящий фурор в обществе.

Чтобы не портить эстетику внешнего вида, дизайнеры Coupe De Ville 1949 придумали спрятать заливную горловину бензобака в откидном заднем фонаре.

  • Для отделки салона выставочного образца Cadillac Debutante 1950-ого года были использованы 187 шкур сомалийских леопардов. Кроме того, у него были позолоченная приборная панель и ключ зажигания. Настоящая квинтэссенция «лухари»! Серийные модели не сильно отставали от данной тенденции. Например, Eldorado Brougham был оснащён автоматическими дверными замками, низкопрофильными шинами на алюминиевых дисках, сиденьями с электроприводом и памятью, а также набором для макияжа и магнитными стаканами для виски… В 1957 году!

Леопардовый шик-модерн.

  • Кадиллак был первым серийным автомобилем в мире, в котором появился двигатель V8, а немного позже и V16.
  • В 1964-м на автомобилях Кадиллак появился климат-контроль. А ещё в 70-х GM стали устанавливать на свои модели подушки безопасности, хотя массовость это нововведение, спасающее жизни, приобрело лишь с середины 90-х.
  • С 1987 по 1993 Кадиллак выпустил 21 тысячу единиц ультрадорогого и ультрапровального родстера Allante. Кузова для этой модели производились в Италии ателье Pininfarina, и доставлялись в Детройт самолётами для окончательной сборки. Так вот, чтобы принимать грузовой Боинг 747, в который помещалось 56 кузовов Allante, аэропорт в Турине был вынужден расширить свою взлётно-посадочную полосу. Неудивительно, что цена базовой версии роскошного родстера составляла 54700 долларов, что сегодня, с учётом инфляции, равно 130 тысячам долларов!

Allante epic fail.

  • Новая эра компании Кадиллак началась с приходом 2000-х. Появление мускулистого седана CTS со спортивным характером ознаменовало переориентацию Кадиллака от «авто для пенсионеров» к «driver’s car». И компактный седан ATS, созданный в 2012 году в качестве конкурента BMW 3-й серии, Mercedes С-класса и Lexus IS, как нельзя лучше это подтверждает.

CTS первого поколения — революция в мировоззрении Кадиллака.

Кадиллак для молодых. Возрастные ограничения от 30 до 50.

Cadillac ATS построен на заднеприводной платформе Alpha. На ней же GM выпускает Chevrolet Camaro последнего, шестого поколения. Едва появившись, ATS произвёл фурор. Он сразу же был назван Автомобилем года различными авторитетными американскими изданиями, а также одним из самых привлекательных люксовых седанов по версии журнала Playboy. Рубленые грани, длинный капот, заползающая на крылья передняя оптика, фирменные вертикали задних светодиодных фонарей: ярко, стильно, узнаваемо. Затем ATS ещё несколько раз попадал в пятёрку лучших компактных спорт-седанов, продающихся в США. И он популярен до сих пор, хотя снят с производства в 2018 году (на смену пришёл CT4). Машина крепкая и надёжная, с  хорошими динамическими возможностями, прекрасно настроенной управляемостью и высоким уровенем комфорта. Могу подтвердить всё это, исходя из личного опыта: у меня во владении было три ATS – 2013, 2016 и 2018 модельных годов, в разных комплектациях, с разными моторами, задним и полным приводом. Правда, небольшое уточнение насчёт комфорта: пассажиры заднего ряда с этим поспорят. Потому что на заднем сидении, откровенно говоря, смогут удобно устроиться только дети или безногие взрослые.

 

ATS выпускался в трёх комплектациях – безымянной базовой, очень распространённой Luxury, и довольно редкой Premium Luxury. Внешних отличий у них минимум, но в салоне базовая комплектация расстраивает отсутствием большого монитора и камеры заднего вида. Также в ней нет подогрева передних сидений, люка, индикатора слепых зон, слежения за разметкой и прочих полезных фишек. Ещё и спинка заднего дивана наглухо прикручена, и доступ из салона в багажник (или наоборот) возможен только через крохотный лючок в проёме подлокотника. Также в салоне базовой версии отсутствует одна из главных кадиллаковских фишек 2010-х. Но об этом отдельно.

Важный момент для спорт-седана – эргономика водительского места. И здесь всё в порядке! Диапазоны электрорегулировок сиденья огромные. Удобную посадку найдёт водитель любого роста и комплекции. Можно, как я люблю, устроиться по-спортивному низко, с вытянутыми ногами. Удобный и хваткий руль, обтянутый хорошей износостойкой кожей, регулируется в двух плоскостях. Профиль сиденья удачный. Комбинация приборов яркая и понятная. Перед глазами, по центру приборного щитка, разделённый на три части цветной дисплей, на который можно вывести практически любую информацию – от проигрываемой песни до среднего расхода топлива, уровня заряда аккумулятора или остаточного ресурса масла. Меню при этом простое и логичное, с управлением на руле.

Во всех комплектациях, кроме базовой, ATS доступна фирменная кадиллаковская мультимедия с труднопроизносимым названием CUE (Cadillac User Experience). Восьмидюймовый тачскрин обладает завидными на фоне большинства конкурентов быстродействием и качеством изображения. Настройки автомобиля и климата, управление музыкой и телефоном – всё наглядно и доступно. В 2016 году CUE получил модуль Apple Car Play/Android Auto, и стал вовсе хорош. Как и акустика BOSE, которая установлена уже в базе, и звучит просто классно.

Блок управления музыкой и климатом дублируется на центральной консоли  физическими кнопками. Сенсорными, что у некоторых вызывает раздражение. Но они не так плохи: во-первых, прилично выглядят, гармонично вписываясь в люксовый дизайн салона, во-вторых, работают вполне надёжно (по крайней мере, у меня проблем не возникало). Кроме того, сенсорная технология позволяет регулировать громкость простым движением пальца влево/вправо, без использования устаревшей крутилки. Это прикольно.

Главная же фишка в салоне – секретный отдел за блоком климата. При лёгком поглаживании снизу, панелька поднимается сервоприводом, и даёт доступ в небольшой уютный «чулан», в котором можно спрятать что угодно. Например, пачку M&M’s. Или долларов. Отсек, как и кнопка, его открывающая, никак не обозначены. Найти его может лишь человек, который точно знает, где он, и как его открыть. Однажды я одалживал машину своему другу на несколько дней. Предложил ему найти секретный бардачок без использования Гугла. Ничего у него не вышло. Пришлось продемонстрировать. Было смешно наблюдать, как выпучились его глаза. И, кстати, секретный отсек можно заблокировать, установив цифровой пароль через систему CUE.

Для ATS предлагалось четыре двигателя. Мощный шестицилиндровый мотор 3.6л встречается крайне редко. Им оснащались лишь некоторые авто самых первых лет выпуска, потом он выпал из ассортимента. Безумная битурбированная версия этого же двигателя (464 л.с. и 603 Нм!) устанавливалась на серию ATS-V. Это совсем другой автомобиль, о нём нужно говорить отдельно.

Самый скромный в линейке – атмосферный четырёхцилиндровый 2.5 л, обладающий мощностью 202 л.с. и крутящим моментом 259 Нм. Описать его можно так: умеренно резвый, недостаточно быстрый. Зато он обладает приемлемым аппетитом: расход в городе, в зависимости от трафика и манеры вождения, можно уложить в 11-13 л/100 км. По трассе, на скоростях до 130 км/ч, в среднем выйдет до 8 л/100 км.

Наиболее же распространённый двигатель – LTG, двухлитровая четвёрка с турбонаддувом и непосредственным впрыском. GM использует этот мотор вот уже 10 лет на огромном количестве своих автомобилей, варьируя только компоновку и настройки. На заднеприводных Кадиллаках ATS и CTS, а также в Шевроле Камаро двигатель расположен продольно, и развивает 272 л.с. и 400 Нм. Этих характеристик компактной и лёгкой машине хватает за глаза. По паспорту ATS 2.0T разгоняется до 100 км/ч за 5,5 секунд. По ощущениям не хуже: ускорение достойное, плотно прижимающее спину к сиденью. Если часто этим увлекаться, городской расход легко подбирается к 15-16 литрам. Мотор, кстати, надёжный, и при своевременном обслуживании довольно ресурсный. Кроме того, в отличие от большинства других турбомоторов, джиэмовский двигатель совсем не склонен к жору масла.

Управлять Кадиллаком крайне приятно. Руль лёгкий, и, в то же время, информативный и чёткий. По прямой Кадиллак едет сам, его не нужно удерживать, подруливать и направлять. В повороты заныривает с энтузиазмом, без чрезмерного крена. Подвеска (частично алюминиевый макферсон впереди, пятирычажка сзади) отрабатывает породисто, неровности Кадиллак проходит округло и собранно. Отличное сочетание комфорта и управляемости. Лично мне больше нравится заднеприводный ATS – машина азартно закидывается в повороты, и веселья полные карманы. Зато полный привод делает управляемость точнее и безопаснее. В этом я смог убедиться зимой на гололёде. Кадиллак на полном приводе очень трудно пустить в занос, он упрямо цепляется даже за скользкую дорогу всеми четырьмя колёсами, и затягивает машину на траекторию. Причём, он сделает это и против воли водителя, даже если тот внезапно решит пошалить.

Хорошее впечатление от уверенного разгона немного портит дёрганый GM-овский  автомат. До рестайлинга 2015-ого модельного года он был шестиступенчатым. Потом к нему присобачили ещё две передачи. Коробка с маниакальной торопливостью переключается вверх, чтобы сэкономить для вас пару капель топлива. В итоге, на городской скорости 50-60 км-ч вы катитесь на 6-й передаче и холостых оборотах, а когда желаете ускориться, автомат начинает лихорадочно понижаться, прыгая через несколько ступеней. Возможно, такой алгоритм нормален для современных автоматов, но беда в том, что переключаться плавно его забыли научить. В довершение, этот печальный агрегат стал виновником крупного скандала. Потребители стали жаловаться на вибрации и удары при переключениях, особенно на нижних передачах. Проблема быстро стала массовой, на GM со всех сторон посыпались судебные иски. Производитель провёл отзывную компанию, пытаясь решить проблему  конструктивного несовершенства заменой трансмиссионной жидкости на более вязкую. Если к этому моменту коробка не успела развалиться на части, был небольшой шанс, что процедура поможет. Полностью решить проблему с автоматом 8L45 в GM смогли, лишь заменив его новым – десятиступенчатым.

Ещё один недостаток ATS – капризы климатического блока. Самая распространённая поломка – подклинивание дверцы распределения холодного и горячего воздуха. Данный глюк «плавающий»: бывает, что в жару при включённом кондиционере воздуховоды правой части салона извергают арктический холод, а водитель при этом подыхает от жары. Иногда проблема решается простым снятием клеммы. В запущенных случаях нужно менять актуатор климатической заслонки.

Тачскрин мультимедийной системы периодически отказывается реагировать на нажатия. Помогает только замена. К сожалению, делать это нужно довольно часто, раз в несколько лет точно. У меня было три Кадиллака с системой CUE, и я менял экраны на всех трёх! Есть два вида тачскрина. Внешне одинаковые, они различаются только шлейфами. В любом случае, цена вопроса — в пределах 100 долларов и 30 минут времени.

Подведу итог. ATS – машина вполне надёжная и даже, не побоюсь заявить — беспроблемная. В каждой черте, в каждой детали интерьера угадываются стиль и порода. Автомобиль высшего класса, без всякого преувеличения, хотя и младшенький в семействе. И едет соответственно. Он быстрый, послушный, комфортный. При этом ATS обладает незамыленной внешностью и яркой индивидуальностью. «Лучший в мире», по версии компании Cadillac. Ну, возникают иногда проблемы с коробкой, или климат пошаливает – ерунда, дело житейское. Недостатки не портят хороший автомобиль, а наделяют его живой душой. Важно, чтобы недостатков не было слишком много.

 

Автор Юрий Аксёнов. Одесса. 02.08.2022