Яяяяг!
Когда на Землю прилетят марсиане, они вряд ли будут сеять светлое, доброе, вечное. После знакомства с людьми у них, скорее всего, возникнет непреодолимое желание разнести здесь всё вдребезги пополам. Но для начала они выкрадут лучших представителей человечества с целью выведать у них самые сокровенные тайны нашего мира. Например, где курица вкуснее – в KFC или Mcdonalds. Разумеется, я стойко вынесу все допросы, и не признаюсь, что лучшая курица находится в шаурмичной “Алладин и сорок бакинских комиссаров”. Но если они от безысходности прибегнут к самому жестокому издевательству, запрещённому даже межгалактическим союзом Титана Таноса и Дарта Вейдера – пытке русской попсой, боюсь, я расскажу то многое, что мне известно.
Айфон занимает второе место в списке самых продаваемых товаров в мире. На первом – кубик Рубика. Россия и США находятся друг от друга на расстоянии всего 4 километра. Эйфелеву башню перекрашивают каждые 7 лет. Пирамида Хеопса до начала 20 века была самой высокой постройкой на Земле, и до сих пор остаётся самой тяжёлой. Хотя это они и без меня знают, так как сами же её и строили. Чарли Чаплин занял третье место на конкурсе двойников Чарли Чаплина. Бугатти Широн – это немного усовершенствованный Фольксваген Жук.
Однако, если они спросят, что мне известно про англосаксов, мне придётся поднапрячь извилины, поскольку мои познания о них не столь уж обширны. Я точно знаю, что Лондон из зэ кэпитал оф Грейт Британ. Там есть Биг-Бен, Темза, и королева Елизавета. Любоваться ими часто бывает затруднительно из-за тумана и дождя. Ежедневно в 5 часов пополудни англичане пьют чай. Но также они пьют его и в любое другое время дня и ночи. Как и алкоголь. Чемпионат Англии по футболу – сильнейший в мире. Англичане ездят по левой стороне дороге, и при этом уверены, что руль в их автомобилях расположен с правильной (правой) стороны. Самые известные английские джентльмены – Шекспир, Бэнкси, Дэвид Бэкхем, Шерлок Холмс и Джеймс Бонд, причём в реальности существовал из них только один, максимум двое. Сильнее всего в англичанах развиты три чувства – юмора, собственного достоинства, и полного превосходства над другими нациями. Последнее имеет под собой некоторые основания, если вспомнить, что The Beatles, Pink Floyd и Radiohead родом как раз с Туманного Альбиона. Ещё в Англии производят Роллс-Ройс, Астон Мартин, Ленд Ровер и Ягуар. Об одной из моделей последнего я мог бы рассказать марсианам в мельчайших подробностях, если взамен они пообещают повсеместное искоренение коронавируса. Чтобы все были мне здоровы, но главное, чтобы я смог, наконец, беспрепятственно полететь в Таиланд.
Итак, Jaguar XE Premium 2017 года выпуска. Двухлитровый турбодизель мощностью 180 л.с., восьмиступенчатый автомат ZF, задний привод. Первый английский автомобиль в моих руках. Первый автомобиль с дизельным мотором, который пробыл у меня достаточно долго, чтобы сложенное мнение можно было считать полноценным. До этого на дизеле я катался только однажды – лет 7-8 назад в Таиланде брал в прокате практически новый Шевроле Трейлблейзер. На нём я ездил из Паттайи в самый центр Бангкока, по делам. Потолкавшись в пробках, в тот же день вернулся назад, и на следующее утро отдал машину. Из впечатлений запомнилось только тракторное тарахтение мотора на низких оборотах и расход топлива менее 10 литров, что, с учётом трёхчасового стояния в бангкокских пробках, показалось более чем приемлемым результатом.
Ягуар был куплен нашей компанией на страховом аукционе для Бориса, моего друга и нашего постоянного клиента. Подтверждённый пробег 29 тыс.миль (46 тыс.км), единственный владелец в истории и минимальные повреждения – вмятины на задней правой двери и крыле. Безопасность не выстрелила. Машина была на ходу. Поскольку кузов XE полностью алюминиевый, ни о какой рихтовке речи не шло. Восстанавливали в очень приличном по одесским меркам сервисе – Автолайф на Дальницкой. Заменили и крыло, и дверь. Идеально получилось, в общем-то.
Низкая линия крыши, длинный капот, нахмуренный “взгляд” передней оптики… Сдержанно-элегантный, стройный и подтянутый автомобиль. Правда, на корму вдохновения у дизайнеров не хватило. Сзади XE выглядит, скажем прямо, невзрачно. Но в целом – гармонично скроенный и весьма респектабельный британский джентльмен.
На заднем сидении тесновато, что, впрочем, норма для авто этого класса. Поэтому, если впереди с комфортом сядут люди выше среднего роста, взрослым пассажирам сзади лучше положить свои ноги в багажник. Который, кстати, правильной формы и довольно глубокий, но не слишком высокий. В его подполье компоновщики засунули аккумулятор и огненно-рыжую докатку. За запаску спасибо: немногие производители балуют ей своих потребителей. На заднем ряду есть подлокотник, дефлекторы вентиляции и целых две розетки по 12V. Щедро!
***
Американский турист гуляет по Лондону в сопровождении местного жителя.
– Какое-то у вас тут всё тесное, маленькое. Вот это здание, например, в Америке было бы в десять раз больше.
– Не сомневаюсь, сэр! Это психиатрическая больница.
***
Что уж тут жаловаться на размеры… XE – младшая модель в ягуаровской линейке. Сгодится для молодой семьи, можно с маленьким ребёнком. Но главный в этой машине, всё-таки, водитель, как ни крути.
Диапазон регулировок сиденья и руля широченный. Сесть можно практически на пол, с полностью вытянутыми ногами. Руль опускается почти вертикально, и выдвигается далеко. Посадка настраивает на самый боевой лад. И в ходу Ягуар не разочаровывает! Он цепкий, упругий и собранный. На руле – идеальный баланс информативности и комфорта. Обожаю задний привод! Не только за острые ощущения, которые он способен дарить, но и за чистоту рулевого управления. Под руками никаких посторонних вибраций, трансмиссионных толчков и прочего. Ничем не замутнённая прямая связь с дорогой через отлично настроенное шасси.
Ускорение под стать управляемости. Лошадиная упряжка из 180 голов не самая многочисленная, но сумасшедший момент 431 Нм делает своё дело отлично. Правда, после нажатия на педаль Яг сначала деликатно справляется у вас: “Вы уверены, сэр?”. И лишь через мгновение, получив утвердительный ответ, мощно выстреливает вперёд. Турбоподхват плотный и приятный по ощущениям.
На всех версиях XE – и дизельных, и бензиновых, стоит восьмиступенчатый автомат ZF. Отлично мне знакомый, кстати, по Челленджеру и Чарджеру. Также эту коробку ставят в Ауди, Астон Мартин, Бентли, Роллс-Ройс, Джип Гранд Чероки, Мазерати, почти во все модели БМВ, и ДАЖЕ в китайский Хавэйл. Довольно адекватный автомат, в общем-то. В отличии от своего девятиступенчатого собрата, имеющего проблемы с психикой и надёжностью.
Приятно порадовал расход топлива. Поездить довелось только по городу, временами с серьёзными предновогодними пробками. За 388 пройденных километров Ягуар потреблял, в среднем, 9.4 литра солярки на 100 км. При средней скорости 24 км/ч. Отличный результат! Например, 170-сильный Пассат 1,8 TSI жрал у меня 13-14 литров бензина в таком же примерно режиме.
***
– Чёрный кофе. Без сливок, пожалуйста.
– Сэр, боюсь, сливок нет. Чёрный кофе без молока Вас устроит?
***
Ягуар XE – автомобиль лакшери-сегмента, прямой конкурент БМВ 3-й серии, Ауди А4, Мерседеса С-класса, Лексуса IS, Кадиллака ATS (в новом кузове – CT4). И в некоторых аспектах – конкурент достойный. Динамика, управляемость, внешний вид – всё на уровне.
Чёрный интерьер на первый взгляд может показаться немного мрачным. Но я бы скорее назвал его по-британски сдержанным. Подгонка элементов отличная, качество материалов приемлемое.
Эргономика водителя прекрасная, если не считать некоторых огрехов. Например, удобно пристроить правую руку на подлокотнике довольно затруднительно. Ибо рычаг КПП, в который можно было бы упереть неприкаянную кисть, отсутствует как класс. Ягуар предлагает стильно-модную шайбу для переключения передач. Она торжественно появляется из недр центральной консоли при пробуждении двигателя, и прячется, когда мотор глохнет. Ну ладно, посыл с подлокотником можно было бы истолковать следующим образом: дорогой сэр, держите руль двумя руками, Вы же в Ягуаре, а не в какой-то японо-евро-американской помойке! Но по какой тогда логике над водительской дверью к потолку приделана ручка?..
Дверная карта состоит из четырёх ярусов-этажей. Выглядит это интересно, но скомпоновано по-дурацки. Прямо под рукой – кнопки памяти водительского сиденья, которыми, если ездишь за рулём один, пользуешься раз в пять лет. Запоминает Ягуар аж три положения. Для удобства владельца, его жены и любовницы… При этом, кнопки стеклоподъёмников, которые, по идее, должны быть легкодоступны, находятся в неудобной зоне – высоко на втором ярусе, ещё и с наклоном от водителя. Нижний карман – узкий и бестолковый. Отделения для бутылки в нём нет, равно как и каких-либо других отделений. Так, мелкий мусор поместится, не более того. Зато дно его по премиальному обклеено куском бархатки.
Картинка экрана мультимедия достаточно чёткая, разрешение хорошее. Меню организовано вполне логично, экран не переполнен настройками, он понятен и прост в использовании. В меню аж 23 языка, включая русский! Впервые вижу такое количество языков во встроенной системе мультимедия.
Акустика Meridian звучит достойно. Телефон подключается по блютузу без проблем, и работает через автомобиль быстро и корректно.
Приборная панель лаконичная и наглядная. Но без очередной маленькой прихоти английских разработчиков не обошлось. Температура охлаждающей жидкости и уровень топлива в баке имеют одинаковые симметричные шкалы, но разные значки: температура показывается треугольничком, а уровень топлива в баке – традиционной полоской.
Информационный экран по центру приборки настраиваемый. Можно выбрать демонстрацию логотипа, обзор текущей поездки или дублирование мультимедия. Есть цифровой спидометр, за что отдельное спасибо. Мне удобнее следить за скоростью с его помощью.
Однако количество настроек автомобиля ограничено. Например, нельзя отключить складывание боковых зеркал при закрытии машины. Зато можно настроить сигнализатор давления в колёсах. При этом, Ягуар периодически напоминает: “Давление в шинах настроено для лёгкой (или тяжёлой) нагрузки”. Да какое мне до этого дело?! Ведь машина всё равно не определяет нагрузку автоматически. И не меняет сама давление в колёсах. Зачем вообще кому-то может понадобиться эта информация?
В зеркалах заднего вида нет функции автозатемнения. Зато правое зеркало заботливо опускается в поисках бордюра при включённой задней передаче. Удобен автоматический стояночный тормоз, который сам затягивается, когда коробка переводится в Паркинг, и сам распускается на D или R. Однако, эта функция, как и принудительное складывание зеркал, не отключается в меню! Обогрев заднего стекла включается автоматически в холодную погоду, но подогрева сидений при этом нет вообще. Есть неплохая камера заднего вида с динамической прорисовкой траектории, но отсутствует парктроник…
***
Тактичный англичанин увольняет бестолковую секретаршу:
– Мисс Смит, вы великолепны. Вы самый ценный наш сотрудник. Ума не приложу, как мы справимся без Вас. Но с завтрашнего дня мы всё-таки попробуем.
***
Странное дело. Кадиллак XT4, о котором я писал совсем недавно, практически совершенен во всех аспектах. Отлично едет и управляется. Современный, модный, комфортный, прекрасно оснащённый автомобиль. Придраться в нём, по сути, не к чему. Но он оставил меня совершенно равнодушным. А вот далеко не идеальный в каких-то моментах Ягуар, буквально напичканный противоречивыми конструкторскими, дизайнерскими и эргономическими решениями, по какой-то необъяснимой причине занял нишу в моём сердце. Самобытный автомобиль, наделённый яркой индивидуальностью и характером. Быстрый и харизматичный, с отточенной управляемостью. Способный дарить положительные эмоции, и при этом не раздражать по пустякам.
Автор - Юрий Аксёнов.