Думы об овалах
Перпетуум мобиле. Шаблон надёжности. Образец практичности. Квинтэссенция божественных овалов: два маленьких чудесных овала в большом прекрасном овале. Легенда. Мечта. ТОЙОТА!..
Вероятно, именно так думают люди, голосующие рублём, иеной, дирхамом, и всяким там долларом за автомобили марки Тойота. Я могу понять их точку зрения. Она примерно такая… “Мне нужно средство передвижения на пятьдесят лет или пять миллионов километров. Меня не интересуют автомобили как таковые, да и ездить за рулём я не очень-то люблю. Поэтому отточенная управляемость, эргономика, дизайн и прочая шняга мне до лампочки. Главное, чтобы машина не делала нервы поломками и частым дорогим обслуживанием. Идеальный выбор для меня – Камри: надёжно, комфортно, представительно, неброско. Для жены, возить себя по магазинам, а детей в школу – РАВ4 гибрид: надёжно, экономично, удобно. Тойота? Дайте две!”
Я не такой. Эмоциональная ветреность и хроническая нехватка практичности умножают на ноль железобетонные тойотовские ништяки. Автомобили, которым предначертано угодить всем и каждому, приближаясь к идеалу теряют что-то живое, становятся бездушными кусками железа. Это наполняет сердце пустотой, а разум скукой… Да, иногда хочется отрешиться от эмоций, отдохнуть от бессмысленной беспощадности американских маслкаров, окунуться в безмятежность японского дзена. Безликая и флегматичная Тойота всегда готова предоставить такую возможность. Вот только при длительном общении с ней моя тонкая душевная организация покрывается болезненными овальными язвами, скучая по громким и жрущим бензин тачкам.
Зелёный Чарджер (на фото), который я покупал за собственные деньги, и который ждал с нетерпением, был продан на стадии ремонта. Поездить толком не успел. За время двухдневного тест-драйва успел только понять, что едет довольно бодро, а двигатель Пентастар урчит басовито и приятно. Но жрёт при этом ненамного меньше, чем ХЕМИ 5.7. За Чарджер получил 16 тыс.дол и, в нагрузку, Додж Дарт 2014 года, который я же привёз и отремонтировал прошлой зимой, а потом продал. Дарт оценили в 10 тыс., хотя фактическая его стоимость ниже. Интересный автомобиль, сделанный на одной базе c Alfa Romeo Giulietta и Chrysler 200. Расскажу о нём отдельно…
Буквально через неделю после продажи Чарджера купил себе другой! Тоже 2018 год. Тоже 3.6. Тоже задний привод. Комплектация попроще. Пробег 21 тысяча миль. История покупки была интригующе-драматической. Отобрал себе для торгов четыре Чарджера 3.6, один Чарджер 5.7, и один Джип Чероки 3.2 Лимитед, с твёрдой решимостью купить что-то одно. Чероки отпал после проверки Карфакса. У него в истории уже было серьезное ДТП, да и пробег 53 тыс. Для машины 18 года хотелось бы меньше. Ушёл за 9750 дол. Чарджеры пошли дорого – 11, 12, 14… Была отличная машина 19 года, без ДТП, но довольно сильно побитая градом, в богатой комплектации. Страховая хотела 19 тысяч долларов! Высшая ставка была 11, продавец не отдал. Я даже не торговался, хотя готов был забрать за 11500-12000. Но с резервом 19000 торговаться смысла не было.
И вот остаётся белый Чарджер 3.6л, с Blacktop package. Хороший Карфакс, подтверждённые пробег и обслуживание, единственное ДТП. Повреждения по виду и по оценке даже меньше, чем у зелёного. Находится в Чикаго, Иллинойс. Минимум продавца – 10100 дол. Претендентов на удивление мало. Буквально несколько раз щёлкнув кнопку BID, я выиграл его за смешные 6050. Разумеется, не отдали.
Поскольку торги выиграл я, продавец (Progressive casualty insurance) предложил мне индивидуальный торг: забирай, мол, за 9900. Умилившись от такой невиданной щедрости, предложил им 8000. Они опустились до 9500. Менять ставку я уже не мог. Или купить за 9500, или остаться на своих 8000, или просто игнорировать. Я остался на своих 8000. И начал уже подыскивать варианты на следующий день. А страховая, к моему безграничному удивлению, подумала часок, и отдала!
Машина приходит в Одессу 3 января. Ремонт, то да сё… Обещанный отзыв о Чарджере ждите к концу зимы, началу весны. Машина крайне мне интересна, поэтому постараюсь сделать максимально подробный отчёт. С обязательными замерами расхода в разных режимах езды, куда же без этого. Если опять не продам раньше. )))
Ну, а сегодня – рассказ о клиентской Тойоте РАВ-4 Гибрид 2016 года выпуска. Машина приехала к нам с разбитым задом и целой безопасностью. Заменили “корыто”, заднюю панель, пятую дверь, усилитель и бампер. Вся сила удара пришлась на несчастный пол багажника, поэтому крылья остались почти в целости, и отделались лёгкой косметикой…
Сразу оговорюсь: машина была в моих руках всего несколько дней. Делиться буду не опытом эксплуатации и результатами долгосрочных испытаний, а лишь первыми впечатлениями. Гнилые помидоры поберегите до отзывов о Фольксвагенах.
Машину встречают по ключу. У Тойоты ключ лёгкий, как игрушка. Сделан он из гладкого дешёвого пластика – в лучших японо-корейских традициях. Дизайн соответствующий – прямоугольная коробка с изысканным аутентичным выступом. Удивило отсутствие кнопки удалённого запуска. В максимальном гибриде она могла бы быть. Считаю эту опцию необходимостью номер один в любой машине при наступлении холодов.
Дизайн кузова не вызывает у меня отторжения. Равно как и симпатии. Описывать и комментировать его нет никакого желания. Просто машина, просто паркетник. Абсолютно невыразительный, хоть и без явных изъянов. Одним словом – Япония.
Дизайн салона вызовет ностальгические чувства у всех, скучающих по 90-м. Как ни странно, но даже главный атрибут современности – тачскрин на центральной консоли, легко вписывается в ретро-атмосферу своей убогой графикой. Из бардачка (который, кстати, из голого пластика и без подсветки) хочется достать джойстик, и порубиться в Супер-Марио. Хотя нет, тойотовский монитор не дотягивает до уровня “Денди”.
Твёрдый гулкий пластик – почти везде. Пластмассовое дерево, пластмассовый металл… Обтянутый тканью потолок твёрд, как череп: поролончик проложить японцы зажмотили. “Кожа”, которой обтянуты средний уровень трёхъярусного “торпедо”, карты дверей и центральный подлокотник, на ощупь сильно напоминает туалетную бумагу.
А вот сиденья хорошие! И своим профилем, и, слава японскому городовому, материалом. Видимо, для его добычи пришлось оскальпировать Лексус. Кожа добротная, приятная на ощупь, и не скользкая. Сидеть удобно. Обзорность неплохая.
Олдскульный ручник мне нравится. Новомодные кнопки может удобны и технологичны, но я, закоснелый консерватор (так меня называют жена и дети), предпочитаю брутальную кочергу с трещоткой. Прошлый век. А вот рычаг коробки на этой Тойоте – век позапрошлый. Субтильный и хлипкий, с дешёвым пластиковым набалдашником.
Кнопки подогрева сидений расположены неудобно. К ним надо сначала наклониться, а потом ещё и потянуться. Не говоря уже о том, что автоматического режима у них нет. Это старые добрые тумблеры, которые, если не выключить, будут жарить зад и зимой, и летом. Подогрева руля нет вовсе. Разъём USB – ЕДИНСТВЕННЫЙ на весь салон! В машине 16 года!! В максимальной комплектации!!!
Про устаревшую пиксельную графику мультимедия я уже сказал. Помимо этого, у неё на редкость бестолковое управление. Как и у бортового компьютера, экран которого расположен на приборной панели между спидометром и тахо… Тахометра в гибриде нет, пардон. Есть чудо инженерной японской мысли с названием, мне неведомым. Сие устройство показывает, сколько расходуется мощности, и как заряжается батарея при торможении. Безумно полезная информация для водителя!
Но вернёмся от бессмысленности к бестолковости. Забортная температура воздуха показывается и на центральном мониторе, и на экране борт-компа. По умолчанию она в градусах Фаренгейта, естественно. Но предусмотрительные японские инженеры заботливо предложили аж две настройки: можно переключиться в Цельсии и на центральном тачскрине, и, отдельно, в бортовом компьютере. Да вот только температура упорно остаётся в Фаренгейтах ВЕЗДЕ, сколько не переключайся. Подозреваю, что даже если бы они сделали три переключателя, Фаренгейт всё равно уложил бы Цельсия одной левой.
Вообще, в трип-компьютере огромное количество разнообразной информации, интересной и не очень. Но самого главного нет. Цифровой спидометр был бы очень кстати. Следить за стрелочным не слишком удобно, так как основная шкала размечена в милях в час. Километры – мелко и нечитаемо. А чего ты хотел от американской машины?, – спросите вы. Цифрового спидометра в км/ч, отвечу я. Такой есть у многих, в том числе исконно американских марок.
Эргономика водителя в общем и целом неплохая, за несколькими исключениями. Посадка и обзорность хорошие, претензий нет. Довольно приятный и функциональный руль. Большая выпуклая кнопка старт/стоп. Но второстепенные органы управления расположены неудобно. Про дурацкие тумблеры подогрева сидений, которым надо кланяться, я уже говорил. Блок стеклоподъёмников находится сразу за ручкой закрывания двери, и слишком близко к водителю. Чтобы воспользоваться кнопками, кисть нужно тренировать и растягивать пять лет в Шаолиньском монастыре. Либо обладать лапой тиранозавра.
Есть и другие странности и огрехи. Например, передние подстаканники. Они разнесены друг от друга на центральной консоли. Один находится возле подлокотника, на пассажирской стороне, справа от ручника. Другой – примерно в районе кнопок подогрева сидений. И оба – одинаково неудобны и для водителя, и для пассажира! Очень сложно было добиться стопроцентного попадания, но Тойоте удалось…
Но это ещё что. Передние подстаканники хоть круглые. А вот задние, расположенные в центральном подлокотнике – квадратные! Весьма необычно. Хотя, наверное, дети, пьющие сок из картонных угловатых пакетов, оценят по достоинству.
Кроме подстаканников и, собственно, самих сидений, на заднем ряду нет больше ничего. Ни зарядки для телефона, ни регулировки климата, ни, собственно, вентиляционных отверстий, воздух из которых мог бы этот климат менять. Только очень одинокая двенадцативольтовая розетка у самого пола поможет хоть как-то скрасить досуг несчастным задним пассажирам. Ну и, разве что, их ещё может развлечь смешная картинка, пришитая к спинке заднего дивана. Она даёт понять, видимо, что на заднем ряду пассажирам находиться строго запрещено в соответствии с пунктом 16 Самурайского Кодекса Чести.
В целом, если уж говорить начистоту, салон можно охарактеризовать двумя словами: максимальный минимализм. Он бедный и тесный. И багажник недалеко от него ушёл. Если пространства в нём лично для меня, например, вполне достаточно, то огромная ступенька, отделяющая его от салона, сводит на нет все преимущества универсала. При сложенных задних сиденьях ровного пола в этой машине не будет, забудьте! Да, наверное, это как-то связано с компоновкой батареи, и всё такое прочее. Ну и нафиг она, эта батарея, тогда нужна, позвольте спросить?! Забегая вперёд, скажу, что ответа на этот вопрос я так и не нашёл…
Важное значение в автомобиле для меня имеет качество звучания музыкальной системы. В максималке Тойота предлагает акустику JBL. Звучит она, вопреки вашим ожиданиям, отлично! Ну, Тойота, спасибо хоть за это!
Поехали. Сначала про задний ход. Картинка с камеры заднего вида – с динамической прорисовкой траектории (оооо, современные технологии!), а также, о боги!, есть изображение кругового обзора. Качество самой картинки, правда, полный отстой, но она есть, и это не может не радовать…
Вообще, в этой машине много активных электронных помощников. Она следит за разметкой, пешеходами, реагирует на сближение, активно сигнализирует и даже тормозит. Все эти приблуды позволяют настраивать чувствительность, и, насколько я успел вникнуть, работают довольно адекватно.
Но в остальном… Мягко говоря, за рулём РАВ-4 Гибрид удовольствия от вождения вы не получите. Ускорение вялое. Руль на удивление тяжёлый, и, в то же время, искусственный, без внятной обратной связи. Шумоизоляция посредственная. Тормоза ватные. Нажимаешь на педаль – эффекта почти нет. В панике жмёшь изо всех сил, машина тяжело останавливается, клюя носом.
Да, при равномерном движении по прямой всё хорошо. Никакого напряга. Если плавно разгоняться, плавно тормозить, плавно поворачивать и плавно жить – идеальный автомобиль на каждый день. Скучный, убогий, тесный, невзрачный и бездушный. )))
Про расход. У меня машина была всего несколько дней. Расход я замерял, но пробег слишком короткий, чтобы претендовать на объективность. Тем не менее, в городе у меня получалось от 10 до 10,5 литров на 100 км. При далеко не выдающихся динамических характеристиках, это не так уж мало! В итоге, я не нахожу никаких плюсов гибрида, в частности, и Тойоты, в целом. Особенно, с учётом заоблачных цен.
Автор - Юрий Аксёнов